МАОУ "ООШ № 91"
г. Саратов
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Банк тренировочных заданий по функциональной грамотности

    Открытые задания PISA

    Электронный банк заданий по функциональной грамотности 

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

    Нормативные документы

    Федеральные нормативные документы

    Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

    Приказ Министерства Просвещения «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»

    Письмо Министерства Просвещения «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства Просвещения «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях"

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года N ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся».

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»

    Региональные нормативные документы

    Приказ Министерства образования Саратовской области от 16.07.2021 № 1195

    Муниципальные нормативные документы

    Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования "Город Саратов", на 2023/2024 год

    Муниципальный план мероприятий

    Локальные нормативные документы

    План мероприятий по формированию функциональной грамотности в МАОУ "ООШ № 91" в 2023/2024 учебном году

    Информационные ресурсы

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности

    Банк заданий для начальной школы

    Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности

    1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов  по формированию функциональной грамотности.
    2. Методические рекомендации для учителей и родителей.
    3. Рекомендации по  формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
    4. Рекомендации по формированию читательской грамотности.
    5. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
    6. Функциональная грамотность для педагога.

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности

    ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    Рекомендуемые электронные ресурсы

    Полезные ресурсы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie